6

Преображенская церковь в Головчино относится к старейшим сооружениям в районе. Построена она в 1796 году на средства прихожан, по всей вероятности местными мастерами. Церковь однокупольная и состоит из колокольни, трапезной,  самого храма и апсиды (алтаря). М.П. Цапенко так описывал Преображенскую  церковь:"Особенностью композиции здания является то, что подкупольный барабан обычно бывает цилиндрическим, в данном случае  сделан  восьмигранным,  его грани украшены полуколоннами с упрощёнными базами и капителями. Общий силуэт здания чёткий и довольно выразительный.

Загадочной в этом сооружении является колокольня,  формы  которой выполнены довольно  грубо  и неумело и к тому же явственно видны следы каких-то переделок. Среди местных старожилов приходилось слышать рассказы о том, что якобы во время нашествия шведов в начале 18 века Пётр1 приказал эту церковь приспособить к обороне,  что и было будто бы  выполнено. Всё это можно было бы счесть за,  как сказать,  местный фольклор, который обычно сопутствует старинным зданиям, тем более, что несоответствие в датах сооружения церкви и событий шведско-русской войны явное. Удивительным,  однако,  является то, что в колокольне с четырёх её сторон устроены круглые, хорошо видимые отверстия, которые отдалённо напоминают бойницы.  Долгожители Головчино так и утверждают  -  это бойницы, устроенные для обороны в годы нашествия шведов.

Продвижение шведских войск и первые стычки  с  русскими  войсками действительно происходили  в  этих местах в 1708 году.  Если в версии, касающейся оборонного назначения этой церкви есть какая-то доля  истины, то  она может заключаться только в том,  что могли сохраниться какие-то позже перестроенные части здания,  в петровские времена приспосабливавшиеся для нужд обороны." (М.П. Цапенко."По западным землям..." стр. 122-123)

В церкви  настенная  живопись  прописана заново в последнее время масляными красками,  следов же первоначальной росписи не  сохранилось. Новые росписи исполнены в форме русской академической школы. Всё внутреннее убранство (иконостас, светильник, утварь, мебель, печи) выполнены в последнее время и художественного интереса не представляет.

Настоятель храма иерей Георгий Караповский.