12

Первое упоминание о храме в селе Козинка относится к 1780 году. В «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию» 1780 года говорится:«Слобода Козинка, Вербовка тож. Церковь деревянная Иоанна Богослова». Эта церковь располагалась на самом высоком месте левого берега Ворсклы. В XVIII—начале XIX в.в. здесь был центр села Козинка. В Богородицкой церкви, так переименовали её в начале ХХ века, служба велась до 1928 года.
По словам старейшей жительницы нашего села Костенко Анны Алексеевны (1908—2002г.г.) переименовали эту церковь в честь Пресвятой Богородицы, так как в 1896 году было принято решение о строительстве в разросшемся селе новой кирпичной церкви Иоанна Богослова. В начале ХХ века в селе Козинка церковные службы проводились в обоих храмах. По словам Костенко А.А., особенно торжественными и запоминающимися были Пасхальные службы. Звоны колоколов перекликались во время всенощной службы. Первый удар колокола всегда производился в Богородицкой церкви, ему вторил колокол церкви Иоанна Богослова. После возгласа «Христос воскресе» люди из одной церкви шли в другую, поздравляли друг друга с радостным праздником. В 1928 году в селе началось строительство нового здания начальной школы. Строительным материалом для этого здания послужили деревянные конструкции Богородицкой церкви (деревянной церкви Иоанна Богослова). Сейчас на месте церкви—котлован, как зияющая рана на теле села Козинка. Там до сих пор можно найти предметы церковной утвари. Напоминанием о Богородицком храме служит тот факт, что в северо-западной части села (х.1 —Заречье) до сих пор престольным праздником считается праздник Рождества Богородицы.
Решение о строительстве нового храма Святого апостола Иоанна Богослова в честь восшествия на престол и бракосочетания императора Николая II было принято сельским обществом села Козинка в 1896 году. Иногда эту церковь называли Николаевской. Строителями храма были сами жители Козинки. По рассказам старожилов, церковь Иоанна Богослова в нашем селе была четвертой и последней церковью проектировавшего её архитектора (подобные по архитектурному решению церкви находятся в городах Угличе, Ярославле, Киеве). Внучка одного из строителей церкви Леонтия Белокона Доношенко Анна Ивановна сохранила воспоминания деда об этом событии: « Мастеровые люди села ездили по другим селам и городам, рассматривали храмы, долго совещались и лишь в 1900 году начали строительство церкви».
Объёмная композиция церкви Святого апостола Иоанна Богослова в честь восшествия на престол и бракосочетания императора Николая II состоит из колокольни, трапезной и апсиды (выступающая полукруглая часть, в которой расположен алтарь). Углы всех помещений украшены прямоугольными пилястрами и так называемыми «кокошниками». Четыре небольшие башенки по углам главного четверика декорированы арочными нишами и увенчаны шатрами с небольшими главками. Необычным и редко встречающимся является двух типов куполов—шатрового и «луковичного» или шлемовидного. Высота церкви 54 метра, высота шатрового купола колокольни 82 метра. Строительство церкви завершилось в 1907 году. Летом того же года состоялось торжественное освящение и открытие храма. Из воспоминаний Черкай Марфы Михайловны: «Каждая женщина должна была соткать кусок тонкого полотна. Эти куски сшили в единое целое и получился очень большой рушник. Этот рушник расстелили вокруг церкви. На нём расставили угощение для строителей церкви и всех жителей села. После торжественной службы состоялся праздничный обед». В 30-е годы, когда шло массовое уничтожение храмов, жителям села Козинка удалось отстоять свою церковь, хотя службы в нём не проводились с 1928 по 1941 годы. В эти годы храм использовали как зернохранилище. В годы войны храм не получил ни единого повреждения.
Крестообразная форма церкви хорошо просматривается внутри здания. В левом приделе располагалась сторожка и находилась купель для крещения младенцев. В настоящее время там находится трапезная. Из этого же придела к колоколам ведет деревянная винтовая лестница, сохранившаяся до нашего времени. В правом приделе первоначально располагалась усыпальница. В настоящее время там устроен так называемый «малый храм», названный Богородицким в честь разрушенной деревянной Богородицкой церкви. В 1989 году «малый храм» был освящен епископом Курским и Белгородским Ювеналием. Барабан основного купола состоит из 12 арочных окон. Полусфера барабана переходит в 4 арки, украшенных так называемыми парусами (архитектурными элементами в виде косого паруса). На каждом из 4 парусов сохранились фрески с изображением Святых апостолов Иоанна, Матфея, Луки, Павла, выполненные местными мастерами в начале ХХ века. Это единственные сохранившиеся первоначальные элементы внутреннего оформления храма. Наибольшую ценность в настоящее время представляют икона «Рождество Иоанна Крестителя», привезенная из Троице—Сергиевой лавры, икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и мощи Святого великомученика Пантелеймона. Иконостас храма—деревянный. Он был изготовлен в 70-е годы ХХ века. Старый иконостас (тоже деревянный) был вывезен перед оккупацией нашей территории немцами в город Старый Оскол. Попытки настоятеля храма отца Иоанна (Черкашина) найти этот иконостас не увенчались успехом.
Настоятель храма иерей Геннадий Заводовский.

13

В центре села Антоновка находится церковь, расположена она у дороги, на пригорке. На фоне вечнозеленых сосен розовые стены церкви привлекают внимание проходящих и проезжающих людей.
Строительство храмов на Руси, как свидетельствует история, было тесно связано с развитием городов и сел, и по мере их роста возникла потребность и экономическая возможность в их сооружении.
В 1709 году зажиточный житель г. Грайворона Василий Антонов купил в то время небольшое селение Иванеево – в настоящее время – Антоновка, и на свои средства и на пожертвования селян срубил из мореного дуба небольшой храм в честь преподобного Антония Печерского.
Антоновская церковь первоначально стояла на Круче, где Ворскла делает крутой шпилеобразный изгиб ( ныне на этом месте растут деревья, а ближе к проезжей части улицы построен медпункт). В период разлива реки ее воды ежегодно подмывали основание Кручи, что стало угрожать нахождению на этом месте храма. Храм пришлось перенести в безопасное место во второй половине XIX века ( точно дата не установлена).
Перенесенная церковь была обнесена каменно – железной оградой с двумя входными воротами. В десяти метрах от нее находилась сторожка. Это небольшой домик с крышей, покрытой железом. Внутри имелось два помещения и маленькая кухня. Сторожка служила местом отдыха священнослужителям, особенно в зимнее время, сбором певчих на репетиции, а также школой для детей села, но жилым помещением она не была.
Богослужение вели два священнослужителя: священник Николай Орлов и дьякон Богатинский Алексей Никодимыч. С 1930 года, после смерти А.Н. Богатинского, богослужение проводил один Н. Орлов. Он жил с матушкой и двумя детьми в своем доме.ib570
Перед войной, в 1938 году, церковь была закрыта и перестроена под клуб, сторожку разорили. Главным « архитектором» перестройки был сельский житель И.Р. Кулинич.
Клуб располагался до девяностых годов 20 века. По многочисленным просьбам жителей села церковь была восстановлена. Большую работу по восстановлению церкви провел протоирей Иоан (Черкашин), его семья. Жители села Антоновка оказали посильную помощь, работали на восстановлении храма и солдаты воинской части города Белгорода - 22. Всем миром способствовали воссозданию этого необычного здания. Отштукатурили стены, покрасили окна и двери.
Но в настоящее время требует восстановления икона Святого Антония Киево-Печерского, покровителя села Антоновка. Образ Святого виден на восточном фронтоне церкви. Ни время, ни действия людей ( покраска фронтона, варварские действия немецких оккупантов) не смогли уничтожить святую икону.
Первоначально храм находился в уединённом месте у реки, словно являя собой образ монашеской жизни преподобного Антония, любившего уединение. Антоний Киево - Печерский –основоположник русского монашества. Церковь его именует начальником монашеского жития, потому то храм стоит в тихом, отдаленном от суеты месте. Икона преподобного не подвержена уничтожению временем, это свидетельствует, что во все времена и годы гонений Промысел Божий и молитва преподобного Антония всегда пребывала над этим святым местом.
Преподобный Антоний Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Когда Антоний окреп в духовной жизни, он поселился в пещере на берегу Днепра. Пищей его был сухой хлеб, и то через день, а иногда и неделю, питьём – простая вода. Начали приходить к нему люди, кто за благословением, кто за советом; что приносили ему ,то он раздавал неимущим. За святую жизнь Бог прославил Антония даром прозрения и чудотворений . Святой Антоний скончался 7мая 1073года, в возрасте 90 лет. Мощи его остаются доселе сокрытыми. Не раз хотели откопать их, но огонь или вода выходили из земли и тем останавливали копавших.
23 июля 1998 года в Антоновском храме в День престольного праздника совершено собором духовенства освящение храма. С этого времени возобновлена приходская жизнь храма. В 1999 году ей исполнилось 290 лет.
Настоятель иерей Сергий Стец.

10

В с. Косилово церковь была построена дважды. Второй раз после пожара, в который сгорело полсела, это было на "жниве", как говорят косиловцы, многие были в поле. Этот пожар произошел в 1926 году. Церковь построена в честь святого Афанасия, поэтому престольный праздник в с. Косилово – "Афанасий" – 31 января и 15 мая, как говорят, в эти дни была заложена 1 – я и 2 – я церковь.
В 1937 году был созван сход, на котором решался вопрос: сломать церковь и построить среднюю школу. На сходе решили сломать церковь, агитация сделала свое дело, постоянно выдвигались лозунги – "Попы обирают народ! Затуманивают головы!" Крест с церкви и колокол сбрасывали учитель и активисты – Стародубцев Федор Алексеевич и Марков Алексей, директор школы Краснокутский Алексей Дмитриевич. Вспоминают старушки, что когда ломали колокольню, то колокол и крест, падая, стонали. Церковь сломали и построили школу, оставались отделочные работы. 22 июня началась война, а в октябре пришли немцы и поломали школу на землянки и укрепления. При церкви была сторожка, где размещалась церковно – приходская школа. После того, как сломали церковь, в сторожке были два учебных класса, где учились учащиеся 1 – 4 классов. В 1998 году решили из сторожки сделать церковь, собрали пожертвование, достроили церковь. Много сделали для восстановления церкви Храпунов Павел Филиппович и священник с. Ломное отец Дмитрий, который поначалу и вел службу. Потом прислали священника отца Алексея (Алексей Игоревич Гостевских). Он очень грамотно ведет службу, недавно привез из Москвы (его родственник в одной из церквей Москвы служит и передал в с. Косилово) иконы, иконостас. Для церкви приобретены некоторые атрибуты и сейчас собирают пожертвования на ремонт церкви.
Настоятель храма иерей Алексей Гостевских.